Затянувшийся эксперимент

В конце 1990-х интернет-магазины стали появляться на просторах еще молодого Рунета, вслед за своими западными аналогами. Казалось, что будущее, когда можно будет заказать все что угодно, не отрываясь от компьютера, уже наступило.

Интернет-торговля выходит из стадии эксперимента

 

В 2000 году был проведен эксперимент по «выживанию» в Сети. Доброволец провел три недели в изначально пустой квартире. Кроме санузла, светильников и логотипов спонсоров на стенах в квартире был только компьютер, подключенный к Интернету. Эксперимент условно можно было назвать успешным, однако комфортным такое заточение тоже нельзя было назвать. По результатам затворничества, страдальцем был составлен подробный отчет проблемных мест нашей электронной коммерции.

Прошло уже 12 лет. Основная преграда – малая аудитория Сети – сметена с пути. Сегодня Россия – это рынок с самой большой аудиторией Интернета среди европейских стран. Однако стадия эксперимента для российской интернет-торговли несколько затянулась.

14 марта на саммите «Торговля в России» представители Минпромторга обнародовали данные, согласно которым по итогам 2011 года оборот розничной торговли составил 19,1 трлн. рублей, увеличившись в сопоставимых ценах на 7,5% к 2010 году. В тоже время ряд аналитических компаний оценили рост рынка интернет-торговли в 40%. Рост впечатляющий, однако по сравнению с тем потенциалом, который есть у онлайн-торговли, сегодняшние темпы роста нельзя назвать высокими.

В силу своих необъятных размеров и удаленности друг от друга населенных пунктов Россия просто создана для дистанционной торговли. Традиционный ритейл не в состоянии эффективно донести широкий ассортимент до всех концов нашей страны. В опубликованном недавно докладе компании Enter был сделан вывод, достаточно очевидный в повседневной жизни: чем дальше от Москвы город и чем меньше его население, тем скуднее ассортимент товаров, представленных в рознице федеральных сетей. Казалось бы, вот раздолье для мелких розничных торговцев в регионах как оффлайновых, так и торгующих онлайн! Но конкуренция не складывается. В регионах катастрофически мало оптовых компаний, которые держали бы на стоке товары для небольших игроков.

Логистическая инфраструктура распределения товаров у нас сильно деформирована в сторону Москвы. Около 80% оптовых компаний держат свои склады в московском регионе, еще 10% в Санкт-Петербурге и лишь последние 10% приходятся на всю оставшуюся страну. Нет ничего удивительного в том, что интернет-магазины в точности повторяют эту картину, поскольку на деле они работают с реальным товаром, который необходимо закупать, привозить, хранить и доставлять покупателям. Чем больше транспортное плечо до поставщика, тем сложнее прогнозировать продажи и оборачиваемость склада, что неминуемо ведет к росту издержек. Именно поэтому так мало интернет-магазинов в регионах.

Но что мешает московским интернет-магазинам продавать товары по всей России? За полтора десятка лет они привыкли работать только с московской аудиторией, им тяжело оторваться от своего эксперимента. Долгое время они как будто не замечали рост числа пользователей в регионах и настойчивые попытки этих пользователей сделать заказ. Оказалось, что в погоне за мифом о бизнесе без издержек (у интернет-магазина нет торговых площадей и складов) многие игроки оказались в положении, когда для того, чтобы начать продавать «за МКАД» нужно ломать привычные бизнес-процессы.

Издержки на внутренние процессы исполнения заказа (прием товара, хранение, комплектация, упаковка, отправка, прием возврата) во многих средних интернет-магазинах составляют 40-60% валовой прибыли. Многие ветераны интернет-торговли уже сегодня сходятся во мнении, что дистанционная торговля – это, прежде всего, логистика, а только потом красивая витрина. Но означает ли, что будущее за большими игроками, способными вкладывать деньги в инфраструктуру дистанционной торговли? Ведь только эти игроки благодаря имеющемуся у них потоку заказов могут рассчитывать на возврат вложенных средств.

Мировой опыт показывает, что нет. В Америке и Европе в конце девяностых стали появляться специализированные фулфилмент-компании, которые представляли свою инфраструктуру в пользование своим клиентам – небольшим и средним интернет-магазинам. Такая же картина наблюдалась в Китае шесть лет назад и в России сегодня. Появление фулфилмент-центров как больших, направленных на крупных игроков рынка, так и «гаражных», специализирующихся на услугах для небольших интернет-магазинов, сможет усовершенствовать российскую логистическую инфраструктуру и позволить существующим интернет-торговцам продавать и доставлять свои товары даже в самые отдаленные уголки страны. Я уверен, что развитие фулфилмента будет способствовать и появлению новых интернет-магазинов в регионах, ведь они легко смогут наладить взаимодействие с московскими поставщиками через своего фулфилмент-оператора.

 

Опубликовано на РБК Daily

Оставьте ответ

Вы можете использовать следующие теги и атрибуты: