Российские покупатели текут зарубеж

Россия просто создана для дистанционной торговли — так говорят все мировые специалисты в этой области. Но мы рискуем отдать большую часть выгод от этого иностранцам.

Российские онлайн-покупатели все чаще делают заказы в зарубежных интернет-магазинах

 

Протяженность нашей родины, расстояния между городами и плотность населения — все это практически неразрешимые задачи для традиционного ритейла,  которые одновременно предоставляют массу возможностей для ритейла дистанционного.

Ни для кого не секрет, что, чем дальше расположен населенный пункт от столицы и чем меньше его население, тем скуднее ассортимент, который представлен в местных магазинах. Даже если они работают под вывеской крупного федерального бренда. Но отчего же так?

Логистика товародвижения в России сильно централизована, прежде всего, потому, что большая часть того, что продается в магазинах, импортируется из-за границы. Столица, где на фоне всей остальной России очень компактно проживают почти полтора десятка миллионов человек, представляется идеальным рынком сбыта для импортных товаров. Поэтому абсолютное большинство оптовых компаний, составляющих основные звенья товарной логистики, притягиваются Москвой, как магнитом. Насытив Москву, товарные потоки расходятся артериями, венами и капиллярами по городам, селам и весям.  Российские товары, где бы их не произвели,  вливаются в эту распределительную сеть тем же путем — через Москву. В сложившейся ситуации доходит до смешного — легально завезенный из Китая товар попадает на наш Дальний Восток, совершив практически кругосветное путешествие.

Чтобы своевременно снабжать  торговые точки в регионах, нужны склады на местах. Для федерального охвата их потребуются многие десятки. При такой схеме многократно растут риски ошибок в прогнозах спроса, которые могут привести затариванию складов. Поэтому для снижения рисков проще сократить ассортимент. Выстраиванием региональной логистики занимаются крупные федеральные сети, ведущие свою экспансию из Москвы, опираясь свой существующий товаропоток. В результате, региональный ритейл испытывает со стороны федералов серьезный прессинг, выдержать который удается все меньшему количеству игроков.

Что мы имеем в итоге? Оптовые компании взяли на себя только функцию ввоза товара в Россию и аккумулирования товаров в московском регионе. Развитие распределительной сети они передали на откуп федеральным ритейлерам, поскольку гораздо проще и доходнее продавать большие партии в Москве, чем мучиться со складами в регионах и работать с местным ритейлом. Значит, что  иметь доступ к магазинным полкам в регионах получает ограниченное количество компаний. А это – прямой путь к снижению конкуренции на рынке.

Изменить ситуацию может дистанционная торговля. Сегодня для жителя небольшого городка зачастую единственный способ приобрести желаемый товар — сделать заказ у дистанционного продавца. До определенного момента это были преимущественно каталожные компании и телемагазины. Но с динамичным ростом в России интернет-аудитории, именно всемирная паутина теперь выходит на первый план.  Ведь по количеству интернет-пользователей наша сегодня занимает 1 место в Европе и шестое в мире. Не удивительно, что интернет-торговля растет бурными темпами. Последние три года объем рынка интернет-торговли увеличивался год от года на 25-30%.
И именно в момент, когда долгожданный рост на рынке электронной коммерции обозначился, случается событие, которое сыграло роль мины замедленного действия. И эта мина готова разорваться прямо сейчас.

С  1 июля 2010 года в таможенный кодекс были приняты поправки в связи с образованием Таможенного Союза. Согласно этим поправкам, посылки из-за рубежа на адрес частного лица оценочной  стоимостью до 1 000 евро не облагаются таможенными пошлинами. До этого ограничение на стоимость посылки было 5 000 рублей для курьерских служб, и 10 000 рублей для посылок Почты России.

Эта новость шокировала экспертов рынка дистанционной торговли, и встретила сплошное одобрение со стороны пользователей Интернета. Но, в целом, довольно быстро ушла на второй план: тогда российские пользователи заказывали за рубежом немного.

Появившаяся в начале февраля статистика продемонстрировала действие мины, которая в состоянии похоронить российскую интернет-торговлю. За год российские адресаты получили из-за рубежа около 30 млн. почтовых отправлений. Причем, по оценкам Почты России, 70% посылок — заказы российских дистанционных торговцев. По данным Национальной Ассоциации Дистанционной Торговли, российские интернет-магазины в 2012 г. отправили клиентам около 107-108 млн. посылок с заказами. То есть, спустя два года зарубежные интернет-магазины уже принимают пятую часть того, что делают российские резиденты (большое количество крупных игроков на российском рынке — представительства зарубежных компаний, например, Отто групп, Ив Роше, Ля Редут, Ла Мода).

За 2,5 года, минувшие с момента внесения поправок в таможенный кодекс, создан ряд компаний, основной бизнес которых состоит именно в максимальном наращивании потока заказов из зарубежных интернет-магазинов. За границей логистическая машина уже работает. Тогда как в России ряд самых успешных компаний сегмента только подошли к ее созданию — до этого многое делалось просто «на коленке». Иностранные интернет-магазины видят у нас в стране внезапно открывшийся огромный рынок с не очень требовательными клиентами, которые готовы ждать свой заказ неделями. Единственный барьер, остававшийся после принятия таможенных поправок, — незнание английского языка — вскоре может быть так же преодолен. Самые крупные игроки, почувствовавшие вкус к российскому рынку переводят свои сайты на русский язык и нанимают русскоязычный персонал в колл-центры.

В этом случае мы можем повторить печальный опыт Австралии, которая лишалась на какое-то время своего рынка интернет-торговли именно благодаря беспошлинному ввозу заказов из иностранных интернет-магазинов. Заставить работать на себя интернет-торговлю австралийские власти смогли лишь только после того, как ввели заградительные меры для таких заказов. Пострадал ли австралийский потребитель? Отнюдь. Те же самые интернет-магазины, что ранее забрасывали свои посылки через границу, открыли свои представительства в стране и стали развивать инфраструктуру дистанционной торговли. Потребитель только выиграл. Потому, как начал получать более качественные услуги.

После того, как осенью прошлого года известный российский интернет-предприниматель Оскар Хартманн выступил предложением о пересмотре той злополучной поправки, Интернет разразился гневными репликами. Их суть: в иностранных онлайн-магазинах дешевле, не мешайте нам покупать.   Но ведь возврат к старым ограничениям, не означает, что на нашу страну упадет «железный занавес», и российский клиент будет вынужден покупать в России те же товары втридорога. Прежние ограничения на беспошлинный ввоз товаров для частного пользования не мешали делать покупки в иностранных интернет-магазинах. Даже нижняя планка в 5 000 рублей выше среднего в Рунете чека — 3 500 рублей. Но эти ограничения были важны для развития нашего рынка дистанционной торговли.

Ужас сложившейся ситуации в том, что лимит в 1000 евро лишает иностранные интернет-магазины какого-либо смысла вкладываться в России в инфраструктуру. А тех, кто это уже сделал, заставляет задуматься над тем, нужно ли ее поддерживать. Немецкий каталог Клингель уже отказался от идеи торговать из России. Зачем платить таможенные пошлины, содержать офис, нанимать подрядчиков и платить налоги, если всех этих издержек можно избежать и зарабатывать на российском рынке больше?

Таким образом, если в ближайшее время в правила беспошлинного ввоза не изменятся, надежду на развитие российской интернет-торговли и ее превращение в альтернативнуюй распределительную сеть можно признать утопичной.

 

Опубликовано на Finam.info

Оставьте ответ

Вы можете использовать следующие теги и атрибуты: