Повысить качество инфраструктуры

Когда речь заходит о российской интернет-торговле, с моей точки зрения, нельзя забывать, что это явление само по себе не является чем-то новым. И это очень важно. Чуть ниже я поясню почему.

Инфраструктура дистанционной торговли - самое узкое на сегодняшний день место российской интернет-торговли

 

Нужно понимать, что интернет является еще одним каналом коммуникации, который, наряду с бумажными каталогами, телевидением и телефоном, стал применяться для осуществления дистанционной торговли. История же дистанционной торговли насчитывает даже не десятилетия — века.

На Западе изобретение торговли по каталогам обычно приписывают Бенджамину Франклину, который в 1744 году начал продавать через каталог книги. Однако серьезной индустрией дистанционная торговля стала в конце 19 века, когда в Америке появились такие каталоги, как «Spiegel», «Ward’s», «Sears».

В это же время в России обрели успех каталоги «Мюр и Мерилиз» и «Александер». Уже к 1913 году услугами каталогов активно пользовались более 9 миллионов домохозяйств, общее же количество компаний, распространявших каталоги, было более 300. Торговля активно развивалась вплоть до начала Первой Мировой и прекратилась после 1918 года.

После Великой Отечественной Войны в СССР дистанционная торговля начала возрождаться — в стране победившего социализма действовали три организации, осуществлявшие торговлю таким способом — «Посылторг», «Книга-почтой» и «Семена-почтой».

В это время на Западе продолжающая развиваться дистанционная торговля переживает технологическую революцию. Рон Попейл находит применение уже набравшему хорошую аудиторию новому каналу коммуникации — телевидению. Его телепрезентации товара имеют ошеломительный успех, компания, основанная им, растет как на дрожжах, а опыт тиражируется по всему миру. Развивается и инфраструктура — возрастающие объемы заказов, обрабатываемых дистанционными торговцами, требуют новых подходов в организации работы склада. Начиная с конца восьмидесятых, с развитием компьютерных технологий процессы на складах все больше и больше автоматизируются.

Вместе с развалом Союза не стало и советских посылторговых организаций. Лишь к середине 90-х Россия вновь начинает осваивать дистанционную торговлю. С нуля.

Тем временем в Америке Джефф Безос начинает строить свою империю. Пришло время для очередной технологической революции дистанционной торговли — началось освоение интернета, как канала коммуникации с клиентом. И если первые пять лет на этом поле экспериментировали энтузиасты, уже к началу нулевых интернет-магазины смогли набрать аудиторию достаточную, чтобы обозначить серьезность этого бизнеса. Привлекательности этому сегменту дистанционной торговли добавляла низкая, по сравнению с традиционными (каталогами и ТВ), стоимость контакта с клиентом. Поэтому интернет-торговлю отличает большое количество продавцов. Инфраструктура подтянулась под новые требования и на Западе начали появляться специализированные компании, оказывающие многочисленным интернет-торговцам широкий спектр услуг.

Вновь перенесемся в Россию. Несмотря на то, что наш рынок отреагировал на западные тенденции весьма оперативно — уже в 1998 году запустился всем известный Ozon, развитие интернет-торговли у нас шло очень скромно. Безусловно, было множество барьеров — начиная от распространения интернета и заканчивая «последней милей» до клиента. Однако, как мне кажется, основной причиной все-таки нужно считать то, что интернет-торговля у нас не эволюционировала из других сегментов дистанционной торговли, а появилась в «чистом поле».

Уже сейчас Россия — это крупнейший в Европе рынок интернет-пользователей, мы занимаем шестое место среди европейских стран по количеству онлайн-покупателей. У нас огромный потенциал — ведь на одного россиянина в год приходится всего 0,7 посылки, в то время как, например, в Польше на одного жителя страны приходится 5 посылок, а на одного немца — 12. Однако удовлетворить потребность россиян в дистанционной торговле российские предприниматели не могут. Им просто нечего предложить — ни сервиса, ни ассортимента, ни, наконец, цены. Поэтому российский онлайн-покупатель все чаще обращается к услугам американских, европейских и китайских интернет-магазинов. И в этом, как мне кажется, кроется большая опасность.

Дело в том, что большинство зарубежных игроков интернет-ритейла сегодня не горят желанием заходить на наш рынок физически, чтобы оказывать качественные услуги. Российский покупатель не избалован, он готов предоплачивать свой заказ и ждать неделями и месяцами своей посылки, он принимает на себя все риски по качеству товара. Текущие таможенные правила позволяют иностранным интернет-магазинам пересылать через границу посылки частным лицам, и если их оценочная стоимость будет ниже 1000 евро, то никаких пошлин с нее взиматься не будет. Для зарубежного торговца — это просто идеальный вариант: используя свою текущую инфраструктуру, он просто расширяет канал сбыта, не затрачивая никаких средств для выхода на новый рынок. Не тратит деньги на постройку или аренду склада, не нанимает персонал, не ввозит товар и не платит пошлин и налогов. Ситуация, конечно, абсурдная — онлайн-торговец даже в пределах США старается использовать как можно больше фулфилмент-центров, чтобы оказаться ближе к клиенту и предоставить более качественный сервис. Но мы помним про российского непритязательного потребителя. Если на этом можно сэкономить — кто откажется экономить?

Чем это грозит российскому интернет-ритейлу? Американские и европейские интернет-магазины имеют двойное преимущество перед российскими — во-первых, они используют свою развитую инфраструктуру (закупки и складская логистика), а во-вторых, они не затрачивают средств ведение бизнеса в России. На их стороне ассортимент и цена, а на стороне наших интернет-магазинов должно было быть качество для успешной конкуренции, но увы и ах. Российская интернет-торговля не успела за 15 лет с момента открытия первых интернет-магазинов создать инфраструктуру дистанционной торговли.

В этой истории примечательна байка о том, как Amazon.com купил Diapers.com (успешный американский интернет-магазин товаров для детей). Владельцы Diapers отказались продавать свой успешный проект, и тогда их вызвали в штаб-квартиру Amazon. Когда их самолет приземлился в аэропорту Атланты, на сайте Amazon открылся раздел детских товаров, практически полностью пересекающийся с ассортиментом Diapers. «Мы будем 3 года продавать эти товары по себестоимости или заключим сделку». Нужно ли говорить о том, что владельцы очень скоро ударили по рукам.

Нужно ли говорить, что ровно такая же ситуация происходит сейчас, только в роли Diapers оказался весь российский рынок интернет-торговли?

Объем посылок из-за рубежа, по результатам 2012 года, показал внушительный рост — только Почта России отчиталась о том, что границу пересекли более 30 миллионов посылок и мелких пакетов, и около 21,6 миллионов — это заказы интернет-магазинов. В 2013 году поток посылок из Китая может увеличиться на 70-80%. По прогнозам Почты Китая ожидается, что количество посылок и мелких пакетов, отправляемых из Пекина в Россию, вырастет до 100 000 штук в день. В 2012 году отладили каналы кросс-бодера ряд крупных курьерских компаний, и в их планах на 2013 год увеличить свой поток на 50-60%.

Этому будет способствовать также то, что несколько крупных российских проектов уже открыли представительства в Европе и Китае, чтобы пользоваться теми же благами, что и иностранные интернет-магазины.

В сложившейся ситуации российским интернет-ритейлерам следует пересмотреть парадигму своего развития — необходимо уходить от декларирования сервиса к его предоставлению. Я думаю, что только развитие инфраструктуры исполнения заказов является правильным путем. Долгое время в орбиту интересов онлайн-ритейлеров на конференциях входили лишь вопросы маркетинга и IT. Станет ли интересна в этом году логистика (складская и транспортная)?

Опубликовано на Digit.ru

Оставьте ответ

Вы можете использовать следующие теги и атрибуты: