Недостающее звено

Как оценить темпы развития интернет-торговли? Развивается отрасль динамично или ее рост сдерживается? А если сдерживается, то какими факторами?

Аутсорсинговый фулфилмент - недостающее звено развития российской интернет-розницы

 

На недавно прошедшей конференции по e-commerce одному из докладчиков был задан такой вопрос: “Вы сказали, что электронная торговля слабо развивается. Но ведь ранее нам показывали статистику: продажи растут на 40%. Это в разы больше, чем прирост в традиционном ритейле. Разве это плохой рост?”. Докладчик парировал: “Если бы рост был 25%, это было бы тоже неплохим показателем на фоне оффлайна, но, согласитесь, 40% – показатель лучше. Сегодняшние темпы роста нельзя назвать высокими по сравнению с тем, что могло бы быть”.

В самом деле, может ли интернет-торговля прирастать большими темпами, чем сейчас? С моей точки зрения – безусловно, может. Я хочу поделиться своими мыслями об этом в серии статей.

Go east!

Россия в силу своих размеров и удаленности друг от друга населенных пунктов просто создана для дистанционной торговли. Эта мысль настолько не нова, что первые компании дистанционной торговли стали появляться в России еще в конце 19 века. Они были весьма успешны, и в лучшие времена, до начала Первой Мировой войны, их услугами пользовались регулярно более 9 млн. человек. Для сравнения: сегодня число россиян, сделавших хотя бы раз покупку в интернете, составляет всего около 7 млн.

Интернет-магазины в России стали появляться примерно в то же время, что и в Америке. Но если там это было продиктовано повсеместным распространением интернета и наличием у большинства населения опыта дистанционных покупок, то у нас это была скорее мимикрия под западные бизнес-модели. Пользователей интернета было мало, инфраструктура дистанционной торговли развивалась in-house у малочисленных каталожных компаний. Наш экспериментальный период затянулся на полтора десятка лет.

Интернет-магазины за это время привыкли работать только с московской аудиторией, им тяжело оторваться от своего эксперимента. Долгое время они как будто не замечали рост числа пользователей в регионах и настойчивые попытки этих пользователей сделать заказ “в Москве”.

В конце прошлого года произошло событие, которое пробудило интернет-сообщество – по количеству пользователей интернета Россия заняла первое место среди европейских стран.

Сейчас компании, занимающие исследованиями российского рынка интернет-торговли, в один голос заявляют: рынок электронной торговли будет прирастать за счет небольших городов. Однако готовы ли онлайн-магазины осваивать это новое Эльдорадо?

Очевидный для россиянина факт: чем дальше от Москвы город и чем меньше его население, тем скуднее ассортимент товаров, представленных в рознице федеральных сетей. Казалось бы, вот раздолье для мелких розничных торговцев в регионах – как оффлайновых, так и торгующих онлайн! Но не складывается: в регионах катастрофически мало оптовых компаний, которые держали бы на стоке товары для небольших игроков.

Логистическая инфраструктура товародвижения процентов на 80 сосредоточена в московском регионе, еще 10% — в Питере, лишь оставшееся приходится на регионы. Неудивительно, что это распределение повторяют интернет-магазины. Они хоть и виртуальные, но товары продают реальные, и их нужно где-то брать.

Даже если интернет-магазин работает с собственным складом и закупает товар под будущие продажи, удаленность поставщика играет важную роль, – поскольку на плечи онлайн-ритейлера ложатся издержки на транспорт, хранение и риски по выполнению плана продаж (ведь вернуть не купленный товар поставщику практически нереально). Небольшие ритейлеры не могут взять на себя эти расходы.

Нарисуем – будем торговать

Интернет-магазин – это бизнес с очень низкой планкой входа. Любой может открыть свой собственный онлайн-бизнес. Интернет-магазин – это бизнес без издержек. Такие тезисы муссировалось в конце девяностых во всевозможных статьях, посвященных электронной коммерции, кстати, до сих пор эти мифологические определения можно встретить в прессе. В качестве аргументов приводились доводы о том, что интернет-магазину не нужен свой склад и складские работники, торговые площади и продавцы.

Как далеко это от истины, становится понятно с первого дня работы интернет-витрины, когда квартира превращается в склад, родственники в операторов, а сам свежеиспеченный предприниматель – в курьера. Однако было бы ошибкой полагать, что доверять интернет-мифологии – удел только небольших предпринимателей. В плену сказки о бизнесе без издержек оказываются и серьезные компании. Ведь сколько бы ни говорили, что учиться нужно на чужих ошибках, свои “грабли” всегда роднее.

“Амазоны” в тайге

Если не придумывать свой особый путь, то будущее российской интернет-торговли тесно связано с развитием аутсорсинга услуг фулфилмента. Еще год назад слово “фулфилмент” было малознакомо в бизнес-кругах онлайн-торговли и многих даже пугало. Но уже к осени оно все чаще употреблялось на всевозможных форумах, семинарах и конференциях. Фулфилмент – это комплекс услуг по выполнению заказа, начиная с его приема, комплектации, и заканчивая доставкой товара покупателю.

Ситуация сегодня такова, что абсолютное большинство интернет-магазинов не способно работать с клиентами из регионов. У них нет ни бизнес-процессов, ни инфраструктуры для этого. Интернет-магазин считает  себя “крупным” игроком российской онлайн-торговли, если принимает около тысячи заказов в день. Этот объем не позволяет ему сделать выгодным использование собственной инфраструктуры.

“Мы строим русский “Амазон”. Эта фраза часто употребляется на российском рынке интернет-торговли вот уже лет десять. Но произносящие ее люди забывают или не знают, что “Амазон” – это не просто красивая интернет-витрина с миллионами различных товаров, это семь десятков фулфилмент-центров по всему миру. Забывают они также, что для того, чтобы этого достигнуть, “Амазон” был 8 лет убыточной компанией с отрицательным балансом свыше 3 млрд. долларов.

Прилетит вдруг волшебник?

Появление аутсорсинговых фулфилмент-центров сможет нивелировать нашу кособокую логистическую инфраструктуру и позволит существующим интернет-магазинам отправлять свои заказы по всей стране. Наличие таких услуг на рынке также будет способствовать появлению новых интернет-магазинов, в том числе в регионах. Ведь взаимодействовать с московскими поставщиками они смогут через своего фулфилмент-оператора.

О том, как именно фулфилмент-центры помогают интернет-магазинам сконцентрироваться на ключевой компетенции – продавать – я планирую рассказать в продолжении этой статьи.

 

Опубликовано на сайте Digit.ru

Оставьте ответ

Вы можете использовать следующие теги и атрибуты: