Тайна склада

На конференциях, где обозначена тема электронной торговли, а также в кулуарных беседах специалисты любят поговорить о росте интернет-торговли; с охотой спорят, какая система CMS лучше, делятся опытом, с помощью каких каналов привлекать посетителей и как эффективно конвертировать их в покупателей. А вот о том, что происходит после приема заказа, все предпочитают молчать, изредка обозначая, что заказы собираются на складе.

Складская логистика - terra incognita российской интернет-торговли

 

Для большинства предпринимателей, открывших собственный интернет-магазин, склад – это terra incognita, а специалистов в области логистики дистанционных продаж на рынке труда практически нет.

Инфраструктура дистанционной торговли – это не только помещение склада и складское оборудование, а прежде всего, IT-решение и бизнес-процессы, заложенные в нем. Фулфилмент – это секунды, миллиметры и граммы. При больших площадях и количестве обработанных заказов они превращаются в часы, метры и килограммы. Это приобретенный опыт, переведенный в двоичный код информационной системы. Приобрести такое решение “в коробке” невозможно.

Создание собственного программного продукта – это значительные инвестиции времени и денежных средств. Именно поэтому большинство игроков рынка электронной торговли пытается найти свой способ собрать “минимально достаточный” пазл товарной логистики интернет-магазина. Основными проблемами таких решений являются отсутствие зонирования склада или размытые границы зон, безадресное хранение товаров на складе, отсутствие сквозного потока данных. Тем не менее, это как-то работает. Впрочем, самолеты эпохи братьев Райт тоже летали, но кто рискнет совершить такой полет сегодня?

Другой подход демонстрируют офлайновые игроки, которые спешат освоить просторы рунета. Зачастую такие игроки имеют серьезные логистические мощности и полагают, что процессы товародвижения интернет-магазина мало чем отличаются от существующих на их офлайновых складах.

Однако есть принципиальная разница между логистическими процессами традиционного ритейлера и процессами дистанционного торговца. С первого взгляда складские процессы похожи – в первом случае подбирается партия для отправки в магазин. Во втором случае собирается заказ и происходит практически то же самое, но в меньшем масштабе – партия комплектуется не из сотен и тысяч единиц каждого артикула, а подбирается по одному-двум экземплярам. Однако уменьшение масштаба не упрощает саму процедуру подбора. И если в дистрибуционном центре офлайнового торговца в день подбираются сотни партий для отправки в магазины, то на складе интернет-магазина могут собираться тысячи и десятки тысяч заказов в день. И если применять процессы традиционного ритейла в дистанционной торговле, то очень скоро окажется, что они неэффективны. Это все равно, что выехать на городские улицы на карьерном самосвале.

Фулфилмент-центры – это решение проблемы быстрого выхода на рынок интернет-торговли для одних, а для других – способ снизить издержки на этапе, когда количество обрабатываемых заказов недостаточно, чтобы позволить себе полноценную инфраструктуру.

Чтобы понять, что предлагают фулфилмент-центры интернет-магазинам, я расскажу об основных процессах фулфилмента.

Прием товара - это первый и самый важный процесс. От того, насколько качественно он будет исполнен, зависит, как быстро и эффективно будут реализовываться последующие этапы. Для некоторых товаров эти процессы достаточно просты – например, если товар маркирован EAN-кодом. В таком случае происходит прием товара по количеству и по качеству, определяются массо-габаритные характеристики. В случае, если товар не имеет уникального цифрового идентификатора, а это достаточно распространенный случай, требуется распознать товар. И эта задача зачастую нетривиальна. Иногда приходится складывать пазл из многих источников информации: название одного и того же товара у интернет-магазина, поставщиков и производителя может не совпадать. Для того чтобы иметь возможность в режиме онлайн контролировать склад до единицы товара, каждый товар маркируется уникальным номером.

Хранение. В зависимости от типа товара, его размера и оборачиваемости, товар должен размещаться на разных участках хранения фулфилмент-центра. Зона длительного хранения может иметь места для палетного хранения, вешала для вертикального хранения одежды, стеллажи для негабаритных товаров. Если товар быстрооборачиваемый или же, если интернет-магазин работает по схеме сквозного склада, товар размещается в зоне комплектации в динамических ячейках. Они также могут быть разными по размеру и по типу, в зависимости от того, что содержат – для бижутерии одни, для сноубордов – другие. При размещении в IT-систему заносятся сведения об уникальном номере товара и адресе ячейки, что позволяет в дальнейшем автоматически выстраивать маршрут для комплектации.

Обработка заказа. Этот этап полностью автоматический. На основе данных о заказах, полученных от интернет-магазина, IT-система привязывает к каждому заказу конкретный товар. Это позволяет формировать карту комплектации для работника склада, который будет собирать заказ. В случае если определенного товара нет на складе, формируется лист, который автоматически передается в интернет-магазин, который осуществляет закупку. При формировании заказа по умолчанию используется принцип FIFO (first in first out), и товар комплектуется в заказ, пришедший раньше других.

Комплектация заказа. На этом этапе важно исключить человеческий фактор. Поэтому фулфилмент-центры используют промышленные терминалы сбора данных, которые отображают комплектовщику оптимальный маршрут по складу. Когда комплектовщик подходит к указанной ячейке, он сканирует ее и видит фотографию и описание товара, который необходимо взять. Он сканирует его бар-код – и только после того, как получит подтверждение, что подбор правильный, переходит к следующей ячейке. Сформированный заказ направляется в зону упаковки.

Упаковка. Как известно, хорошо зафиксированный больной в анестезии не нуждается. Хорошо упакованная посылка доедет до Петропавловска-Камчатского и, если понадобится, обратно, сохранив содержимое в целостности, сохранности и исправности. Фулфилмент-центры используют до 100 типоразмеров упаковки товара, а также различные доупаковочные материалы: крафт-бумагу, пузырьковую пленку, воздушные пакеты, различные варианты насыпных наполнителей.

Работа со службами доставки. У нас действительно большая страна, и только одна организация на сегодняшний день обеспечивает доставку по всем уголкам территории РФ – “Почта России”. Ни одна федеральная курьерская служба не обеспечивает такое же покрытие. Кто-то силен в одних регионах, кто-то в других – самые лучшие условия предоставляет местная курьерская компания. Клиентоориентированный интернет-магазин, нацеленный на федеральный охват (а именно эта стратегия сегодня гарантирует наилучшие продажи), должен работать далеко не с одной курьерской службой. Фулфилмент-центр организует работу и с “Почтой”, и с федеральными курьерскими службами, и с региональными компании доставки. При этом предоставляет эти услуги в режиме “одного окна”.

Управление возвратами. Об этом процессе часто забывают, но ровно до тех пор, пока гора неразобранных возвратов не заваливает склад. Фулфилмент-центр обеспечивает оперативный разбор возвращенных заказов, собирает статистику по причинам возврата, проводит товарную экспертизу и организует прием товаров на склад.

Один из наших клиентов на заре нашего сотрудничества задал нам вопрос: а что же остается делать мне? Я ответил: продавать! Ключевая компетенция интернет-магазина – продажи. Фулфилмент-центр позволяет на этапе роста сосредоточиться на ней целиком, не отвлекаясь на инфраструктурные задачи.

Опубликовано на сайте Digit.ru

Оставьте ответ

Вы можете использовать следующие теги и атрибуты: