Российский рынок фулфилмента

Буквально несколько лет назад термин «фулфилмент» был мало известен и, зачастую, даже люди ответственные в интернет-магазинах за процессы, лежащие за этим термином, его не знали. «Велика беда – термина не знали» – скажут одни. Но незнание термина – лишь верхушка айсберга.

Российский рынок фулфилмента ждет бурный рост

 

Большое количество управленцев в интернет-магазинах, испытывая проблемы в построение своей инфраструктуры исполнения заказов, сталкивались с типовыми проблемами, которые им казались уникальными в силу того, что они искали ответы на свои вопросы в другой области. Не находя ответов, интернет-магазинщики признавали свой опыт уникальным и пытались изобретать уже много раз изобретенное.

Однако уже по итогам 2012 года многие аналитики рынка интернет-торговли согласились с тем, что одним из трендов 2013 года станет развитие рынка фулфилмента.  На сегодняшний день он находится на стадии формирования и испытывает свойственные этой стадии проблемы. Нет единого понимания комплекса процессов, лежащих за термином «фулфилмент», нет единой схемы расчета стоимости услуги.  Зачастую оказывается, что выгодное предложение одной компании по факту обходится значительно дороже другой, чей изначальный ценник был выше. Качество услуг тоже очень сильно разнится от компании к компании.

Тем не менее, спрос на услуги аутсорсингового фуфлилмента растет темпами опережающими предложение. На сегодняшний день можно выделить как минимум три группы компаний, осуществляющих свою деятельность в этом направлении:

Специалисты в дистанционной торговле

Так или иначе, эти компании образовались из производственных подразделений предприятий, осуществляющих дистанционную торговлю. Это и подразделение германской компании Бертельсманн, и российская Бета продакшн, и Private Trade eCommerce Services, образовавшаяся из подразделения KupiVIP. В конце прошлого года почти одновременно объявили о начале своей деятельности компании eTraction (часть Отто групп) и Ozon eSolutions. К этой группе можно так же отнести компании Сервис Дистанционной Торговли (СДТ), Логоскор, Руспост и Quadra, хотя последняя – случай уникальный – компания с нуля создавалась под нужды интернет-магазинов без какого-либо специализированного бэкграунда.

Курьерские компании

Последние три года вслед за ростом спроса на аутсорсинг услуг доставки увеличивались число и размер курьерских компаний. Они стали реализовывать услуги фулфилмента под напором запросов со стороны интернет-магазинов. Несмотря на то, что для реализации комплекса фулфилмента требуется специализированное программное обеспечение, оборудование и знание процессов, многие компании добавили эту услугу в качестве опции для своих клиентов. Эта группа наиболее представительна. Среди таких компаний стоит отметить: СПСР, Мегаполис Экспресс, М-Сити, Ру-Курьер, Аксиомус, Shop logistics.

3PL операторы

Логистические компании, оказывающие складские услуги традиционным ритейлерам так же видят для себя возможности роста на рынке фулфилмента. Обладая большей частью необходимой инфраструктуры, некоторые игроки этого рынка анонсируют эту услугу для потенциальных клиентов. Среди таких компаний можно выделить Молком, RBLogistics, Евросеть Логистик.

Причина роста интереса к услугам аутсорсинговых операторов довольно проста – российская интернет-торговля наконец выходит из стадии эксперимента. Растет количество онлайн-покупателей и заказов, сделанных ими. Многие интернет-магазины столкнулись с тем, что их существующие возможности исчерпаны в части исполнения заказов, а дальнейший рост невозможен без серьезных инвестиционных вложений в инфраструктуру фулфилмента. Естественным выходом из этой ситуации является аутсорсинг.

Это также относится к оффлайновым сетям, осваивающим новый для себя канал продаж – интернет. На первый взгляд в такой ситуации заложено противоречие – зачем оффлайновым игрокам, имеющим, как правило, хорошо отлаженную логистическую инфраструктуру услуги аутсорсера? Однако между оффлайновой логистикой и логистикой дистанционной торговли есть существенная разница. Разница в скорости и количестве подборов. Грубо говоря, логистические процессы оффлайнового ритейлера являются лишь первым этапом процессов дистанционного торговца. На складе ритейлера осуществляется подбор порции товаров для магазина. Таких магазинов склад может обслуживать сто, двести.  Но в дистанционной торговле, каждый заказ это такая же порция. А их у успешного проекта не сто и не двести, а тысячи и десятки тысяч. Поэтому в хранении используется не артикульный учет, а поэкземплярный; подбор осуществляется в несколько этапов (в некоторых случаях в три-четыре этапа). Кроме того, каждый заказ интернет-магазина должен быть индивидуально упакован и к нему должна быть подготовлена  сопроводительная документация. Все эти отличия должны быть учтены в IT-системе компании и именно эта система – главное отличие логистических операторов, оказывающих услуги традиционному ритейлу и дистанционному.

Потенциал роста

Среди европейских стран в России самое большое количество пользователей интернета. По количеству онлайн-покупателей, согласно исследованию eMarketer, мы занимаем 4-ое место после Германии, Великобритании и Франции, у которой к 14-ому году, согласно прогнозу, должны будем забрать 3-е место. Однако в отличие от достаточно компактной Европы, имеющей к тому же прекрасную транспортную инфраструктуру, доступ к нашим онлайн-покупателям весьма затруднен. Значительная доля наших потребителей живет в небольших городах, расположенных далеко друг от друга. Однако ситуация меняется, причем  хорошими темпами. Если буквально еще пять лет назад единственным способом обеспечить реальный федеральный охват было взаимодействие с Почтой России, то на сегодняшний день появились крупные курьерские компании, способные, пусть пока и не по стоимости, но по охвату предложить альтернативу Почте.

Другой момент, требующий внимания, – это сильная централизация товарной логистики в России. Для организации быстрой доставки важно иметь товар ближе к потенциальным потребителям. Но в регионах очень мало оптовых компаний, а ассортимент имеющихся не удовлетворяет потребности рынка. В таких условиях региональные интернет-магазины находятся на заведомо проигрышных позициях по сравнению с московскими, решившими примерить на себя федеральный охват. Их поставщики находятся территориально близко, и интернет-магазины имеют возможность снизить свои риски, связанные с ошибками прогнозирования спроса за счет оперативного взаимодействия с ними. Однако ситуация, когда большая часть заказов интернет-торговли идет из Москвы, не может быть ПРАВИЛЬНОЙ. Развитие региональных продаж в дистанционной торговле может изменить эту ситуацию, под объемы интернет-магазинов в регионы потянутся оптовые компании, которые будут образовать вместе с фулфилмент-центрами логистические узлы.

Из-за неразвитости собственных логистических возможностей и недостатка в сфере аутсорсинга фулфилмента российские интернет-магазины сегодня не способны полностью удовлетворить спрос на дистанционную торговлю в России. Но, даже если бы с логистикой было все хорошо, единственным преимуществом российских интернет-магазинов перед зарубежными для пользователей из стран СНГ является понятный им язык. Западные интернет-магазины все чаще стали переводить свои сайты на русский язык и номинировать товары в рублях и других валютах стран СНГ. Под угрозой оказались сами российские онлайн-торговцы. Поэтому не скажу, что перспективы в этом направлении радужные. Необходимо, прежде всего, защитить свой рынок – научиться отстраивать эффективную цепочку поставок, разобраться со складской, транспортной логистикой.

Уже сейчас заметно, что рынок услуг фулфилмента будет прирастать новыми игроками. В конце прошлого года интерес к этому бизнесу, несмотря на то, что он по большей части инфраструктурный, проявляли венчурные инвесторы. Крупные непрофильные компании рассматривают фулфилмент, как направление диверсификации своего бизнеса. Будет расти количество интернет-магазинов, отдавших исполнение заказов на аутсорс. Сосредоточенность на ключевой компетенции – на продажах, принесет онлайн-торговцам дивиденды в виде стремительного роста клиентской базы. Конечно, негативных моментов не избежать. Не каждый новый игрок будет обладать необходимой компетенцией, возникнут проблемы с вакантными складскими площадями и кадровым дефицитом. Но я верю, что даже если 10% новых компаний пробьются сквозь град проблем,  они в существенной мере изменят российский рынок онлайн-продаж, сделав возможным рывок, который все уже давно ждут от интернет-торговли.

Оставьте ответ

Вы можете использовать следующие теги и атрибуты: