Изюминка логистики дистанционной торговли

Слово “фулфилмент” подбешивает знатоков и поборников чистоты русского языка. 

<На специализированном сайте для менеджеров по продажам задается вопрос: «существуют ли в Санкт-Петербурге компании оказывающие услуги фулфилмента для продуктов питания с разными режимами хранения?». Матерь Божья… Фулфилмент!!!!!! Причем, запятой перед “оказывающие” – нет, зато гордый “фулфилмент” вызывающе реет алым стягом над как бы русской фразой.
Будучи «человеком в теме» – причем, не один десяток лет, АвторЪ тем не менее к стыду своему вынужден был расписаться в собственной беспомощности в толковании нового для него загадочного понятия «фулфилмент».> (орфография и пунктуация автора сохранены)

Как мы видим на примере выше, более всего осуждают этот термин специалисты “в теме”. Не читал, но осуждаю, как говорится.

Однако, именно сейчас большое количество традиционных логистических операторов, обращают свои взоры в сторону рынка, который уже который кризис продолжает бурный рост, несмотря на затишье или даже падение в среде привычных для них клиентов. И компании подобных “АвторовЪ” заявляют о диверсификации бизнеса и начале работы с интернет-ритейлом. Процессы они выстраивают в меру понимания своих “людей в теме не один десяток лет” и даже находят клиентов. А потом начинают убивать их бизнес, портя репутацию себе и этому непонятному “фулфилменту”, ведь для того чтобы продать услугу они берут термин себе на вооружение.

Так в чем же проблема? Люди в теме десятки лет и знают свое дело, да и клиентов они в меру своих сил любят. Прежде, чем перейти к описанию следующего процесса фулфилмента хочу рассказать анекдот в тему:

Приходит мужик в гастроном. Смотрит на овощи-фрукты и спрашивает у продавщицы:
- Вот там у вас что?
- Это яблоки, – отвечает продавщица.
- Тогда взвесьте мне 2 кг. Каждое яблоко помойте, заверните в бумагу. А здесь у вас что?
- А здесь мандарины.
- Взвесьте мне 5 кг. Каждый мандарин вымойте и заверните в бумагу. А это что?
- Это груши.
- Взвесьте 10 кг. Каждую грушу помойте, заверните в бумагу. А это что?
- Это изюм… но он не продается!!!

Комплектация – это ключевой процесс и суть услуги фулфилмента. Традиционные логистические операторы имеют опыт и возможности работать даже на уровне груш. Но интернет-ритейл – это история про изюм. Если интернет-магазин работает с широким ассортиментом и принимает сотни заказов – возникает очень много возможностей ошибиться. И если со склада логистического оператора в сторону традиционного ритейлера выйдет заказ с недостачей или пересортом, то, в принципе, ничего страшного не произойдет. Но ошибиться в заказе физического лица – это познать всю суть термина “потребительский терроризм”. И это помимо того, что вы просто можете лишиться клиента, которого с таким трудом привлекли.

Процесс комплектации – это всегда компромисс между скоростью и точностью подбора. Подбор осуществляется по заданию WMS системы, которое может быть распечатано или же выведено на ТСД (терминал сбора данных). Можно выделить основные стратегии подбора:

Pick-to-Order Самый простой и очевидный способ – это подбор конкретного товара. Допустим, в заказе три позиции. Комплектовщик подбирает в корзину последовательно все товары заказа и передает корзину на упаковку. Для оптимизации пробега комплектовщика и возможности выстраивания оптимального маршрута, комплектовщик использует тележку с несколькими корзинами. Стратегия подбора PTO так же может быть применима при условии использования систем автоматизации, но об этом позже. Недостатком такой стратегии подбора является невозможность выстроить оптимальный маршрут и, как следствие, увеличенный пробег комплектовщика. Это в свою очередь приводит к снижению скорости обработки заказов.

Pick-to-Belt Конвейерный способ подбора заказов, похожий на стратегию PTO. На ленту конвейера ставятся корзины или готовая упаковка заказа. Корзина движется по конвейеру мимо постов комплектации. Пост комплектации привязан к определенным местам хранения. В случае если, корзина подошедшая к посту, требует подбора товара, который доступен с данного поста, комплектовщик подбирает товар в эту корзину. Недостаток данной стратегии в том, что при увеличении хранимого товара требуется увеличение длины конвейерной линии, которая в свою очередь отъедает площадь склада.

Pick-to-Wave Для того, чтобы оптимизировать маршрут задание на подбор может быть выдано волной, содержащей множество заказов. Чем больше заказов в волне, тем оптимальней маршрут комплектовщика может быть выстроен. Отобранные товары волны, так называемый батч (партия), перемещаются в зону предсортировки. Сортировка может одно- уровневая – батч-заказ, двух- уровневая – батч-несколько батчей-заказ и даже трехуровневая. Такой подход к подбору позволяет сократить время подбора на каждый заказ, но все равно остается достаточный простор для оптимизации. В Амазоне комплектовщику дается 24 секунды для подбора следующего товара в задании. Однако, даже с учетом таких жестких условий, по собственным расчетам Амазона более 80% рабочего времени комплектовщиика уходит на хождения от полки к полке, от стеллажа к стеллажу.

Основная задача на этапе комплектации – избежать пресловутого человеческого фактора, поскольку при правильной работе WMS только он может привести к ошибкам комплектации. Самый действенный способ исключения ошибок – контроль за каждым действием производимым с товаром. То есть каждое касание товара должно сопровождаться подтверждением WMS, что все идет как должно. Для этого используются терминалы сбора данных.

Оставьте ответ

Вы можете использовать следующие теги и атрибуты: